Компания хочет рекламу. Подводные камни сбора за продвижение. Рекламный сбор

Бизнес строится на реализации товаров и услуг, но как же заинтересовать покупателя, конечно же с этим нам поможет только реклама. Секретом уже не является то, что маркетинг – это двигатель бизнеса, а точнее продаж. В 21 веке во всю используется понятие «Диджитал-маркетинг», которое характеризует электронную рекламу, которая успешно продвигает продукты.

В нашей стране такие веяния обрели интересный окрас и попали под тень рекламного сбора. Разберемся с актуальными вопросами, которые существуют по сей день с данным сбором, и соберем все камни со дна.

Справочно, объект для сбора образуется при условии, если размещение (распространение) рекламы оказываются на основании возмездного договора и реклама распространяется на потребителей Республики Беларусь.

1. Необходимо ли менять формы первичных документов (счета, акты), т.е. делать отдельно на производство и размещение, или достаточно в одном документе выделить отдельными статьями расходов?

В данном вопросе следует для начала рассмотреть договор, какие услуги там поименованы и находятся они в одном пункте или разбиты на разные категории и стоимостные оценки. Далее акт стоит рассматривать с двух сторон: сторона исполнителя и заказчика, для исполнителя будет не принципиальным вписать все услуги в одну строчку и довольно сокращенно, особенно, если все детально расписано в предмете договора. А вот заказчику это будет важно, так как если не будет разбивки на производство рекламы и ее распространение, то самым правильным будет заплатить сбор со всей суммы. Следовательно, форма акта сама не поменяется, но заказчику желательно согласовать с исполнителем какая разбивка услуг будет приемлема для него, чтобы иметь понимание что облагать сбором, а что нет.

2. Нужны ли для отчетности (в т.ч. в случае проверки) иметь какие-то доп. документы кроме первичных (отчеты со скринами, сохраненные исходники статей и т.п.)?

Услуги всегда попадают под пристальный контроль при проверках, по причине того, что реальность сделки по услугам доказать иногда сложно, тем более реклама – это довольно дорогое удовольствие, которое можно включить в затраты заказчика, и тем самым снизить налогооблагаемую базу.

В данном вопросе будет очень большим преимуществом при проверках, если в договоре будет предусмотрено предоставление исполнителем отчета о проделанной работе, с подписями ответственного за составление отчета, а также с прикрепленными к нему скриншотами и подобными подтверждениями оказания услуги. Так исполнитель подтвердит реальность совершенной сделки, а заказчик избежит подозрений в отношении ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, которая практикуется налоговыми органами в отношении доначисления налогов по причине отсутствие реальности совершения хозяйственной операции.

3. Что будет, если налог не уплачен, или уплачен частично, какова ответственность?

В данной ситуации действуют стандартные правила, как и для всех налогов. Ответственность за несвоевременную уплату налогов, в том числе частичную:

— 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 БВ;

—  пеня, за все дни просрочки в размере ставки рефинансирования (деленная на 360 дней), действующей на тот период;

— возможны штрафы на должностное лицо в зависимости от ситуации.

Чтобы избежать таких последствий необходимо в день уплаты налогов отправить платежное поручение на всю сумму сбора, даже если нет денежных средств на расчетном счете. Платёжное поручение попадает в АИС ИДО, в таком случае санкции в размере 40% применены не будут, обойдетесь только начислением пени.

4. Как платят налог нерезиденты и как им правильно размещать рекламу?

Иностранные рекламодатели обязаны заключить договор на размещение рекламы, в том числе через сеть Интернет, с рекламным агентством Республики Беларусь. Сам сбор в такой ситуации будет уплачивать рекламное агентство.

Хочется отметить, что если иностранная организация не учтет описанные моменты, то действия будут расценены незаконными и запрещенными.

5. Иностранная компания имеет представительство в Беларуси — как ей размещать рекламу?

Плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и рекламные агентства нашей страны, которые оказывают услуги иностранному лицу, в свою очередь представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность в Республике Беларусь, не является юридическим лицом Республики Беларусь. Следуя данной логике, такие представительства не являются плательщиками сбора и должны отдельно заключить договор с белорусским рекламодателем для дальнейшего распространения рекламы в интересах иностранной организации. Такое мнение подтверждает и МАРТ в разделе «Вопрос-ответ».

6. Если нерезидент хочет разместить рекламу, например, у блогера — как ему это правильно сделать? Может ли блогер (ИП) быть рекламным агентством в таком случае?

Налоговый кодекс нам помощник: рекламное агентство — юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги рекламодателю по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, посредством предоставления ее рекламораспространителю.

Рекламная деятельность не подлежит лицензированию, сертификации, аттестации, поэтому будет достаточным данный вид деятельности заявить в декларации, но при этом такая деятельность должна быть зарегистрирована в реестре рекламораспространителей.

Нерезидент может без переживаний заключить договор на размещение (распространение) рекламы через белорусского блогера и тем самым блогер становится рекламным агентством и должен будет начислить и уплатить рекламный сбор.

7. Нужно ли платить сбор, если, компания выступает спонсором какого-то спортивного мероприятия и его организатором? Например, детский спортивный клуб делает специальные посты в соцсетях про спонсора, а спонсор вручает подарки в фирменной упаковке спонсора.

Для определения нужно ли платить рекламный сбор или нет существует два закрытых списка: там, где юридические лица не признаются плательщиками и там, где нет объекта налогообложения. Данная ситуация попадает под перечень «Не признается объектом обложения», а именно распространение рекламы в виде поддержки организациям физической культуры и спорта, конечно же в содержании самой рекламы желательно должны содержаться моменты про физическую культуру и сам спортивный клуб, хотя в разъяснениях МАРТ такой обязанности не числится.

Стоит учесть, что такой подход не подойдет для иностранных рекламодателей и им придется заключить договор со спортивной организацией как с рекламодателем.

8. Как компании рекламировать себя за границей на новых рынках? Например, в России, и ему в этом помогает белорусское рекламное агентство.

Тут стоит отталкиваться от того, на кого рассчитана реклама, на потребителей какой страны? Суть в том, что не кто оказывает услуги, а на кого реклама нацелена: если цель – это белорусы, тогда сбор будет уплачиваться рекламодателем, если иначе, и под прицелом другие страны, в том числе Россия, то о сборе не нужно волноваться.

9. Реклама на маркетплейсах, подлежит ли она рекламному сбору? Какая именно реклама подпадает, а какая нет?

Маркетплейсы захлестнули бизнес и становятся одним из важных направлений розничного, а порой и оптового бизнеса. Реклама на таких сайтах сплошь и рядом, и она нас преследует. При принятии решения облагать услуги иностранных юридических лиц или белорусских следует посмотреть договор (оферту) и перечитать перечень оказываемых услуг, а после перейти к реалиям и посмотреть, какой эффект эти услуги дают. В договоре или актах название услуг может варьироваться от «электронные услуги» до «написание положительных комментариев», следует руководствоваться тем, что они вам дают в итоге, если это действительно услуги, которые позволяют заметить, обратить внимание на ваш товар и захочется его купить, то тут даже не раздумывайте – это распространение рекламы и сбор начисляем.

По разъяснениям МАРТ не является объектом обложения информация, размещенная на маркетплейсах, обязательная для размещения (о продавцах, о наименовании товаров и услуг, их основных потребительских свойствах, цене и условиях приобретения, условиях и способах оплаты, способах и сроках доставки товаров, цене и условиях оплаты доставки товаров и пр.), любая другая информация (акция, картинки, призывающие тексты) будет являться объектом в отношении рекламного сбора.

Обратите внимание при возникновении вопросов в узких местах в отношении рекламного сбора в первую очередь нужно изучить сайт МАРТ, который содержит много разъяснений и комментариев способных помочь вам в определении суммы уплаты сбора и необходимости вообще его уплачивать.